Кому нужно Бережливое производство

Неделю назад мы писали об основах и философии Бережливого производства, сегодня расскажем — в каких случаях стоит задуматься о его применении.

Бережливость_скупость

Бережливость или скупость?

Словарь по этике определяет бережливость как моральное качество, которое характеризует заботливое отношение к собственности, а скупость – когда ради сохранения предмета собственности забывается его полезное назначение, в том числе в ущерб собственным потребностям и интересам других людей.

Эти два понятия как нельзя лучше отражают разницу между бережливым предприятием и предприятием, работающим «по старинке». В отсутствии желания что-либо менять в своей культуре, сохраняя устаревшие принципы ради принципов, реформы и сокращения затрат на таких предприятиях зачастую проводятся в ущерб качеству и потребительским свойствам выпускаемого продукта.

В случае с Бережливым производством повышение эффективности и поиск резервов для снижения себестоимости продукции происходит за счет избавления от ненужных действий, правил или установок, не добавляющих ценности. Причем ценности не только с точки зрения конечного продукта, но и самого предприятия, его сотрудников, партнеров и клиентов.

Lean как стратегия развития производства

Неужели всем и всегда так необходимо применять Лин в своей работе? Безусловно, нет.

Если вы монополист на глобальном или местном рынке, или вы выпускаете качественные уникальные продукты или услуги, потребление которых в ближайшие десятилетия будет только расти — скорее всего, внедрение Бережливого производства вряд ли будет для вас приоритетом номер один. Пока ситуация на рынке не изменится, вы можете позволить работать себе так, как вам удобно.

Не стоит также воспринимать Лин как «волшебную таблетку» или последнюю надежду на спасение. Если предприятие находится на грани выживания, разумней прибегнуть к технологиям антикризисного управления. Только после успешного выхода из «зоны выживания» и перехода к режиму устойчивого развития имеет смысл начинать внедрение Бережливого производства. Это объясняется тем, что настоящее освоение Бережливого производства направлено на изменение корпоративной культуры и моделей поведения людей, а это не происходит быстро. И уж тем более компаниям очень сложно уделять внимание таким изменениям в трудный период.

Естественной мотивацией к применению бережливых технологий может быть только постоянное желание компании развиваться и быть конкурентоспособной в долгосрочной перспективе.

Проблемы и факторы успеха внедрения бережливого производства

Что означает для компании желание развиваться? Скорее всего, такие компании видят для себя новые возможности на рынке — например, за счет улучшения качества или снижения себестоимости, либо когда появляется дополнительный спрос на продукцию. Следует отметить, что при внедрении Бережливого производства развитие не связано с кратным увеличением затрат. Основной эффект достигается за счет организационных мер, направленных на улучшение бизнес – процессов и системы управления компанией, а также инвестиций в обучение и развитие персонала.

Страсть к развитию для любой компании неотделима от амбиций ее руководителя. Чтобы в компании прижилось Бережливое производство, в его (руководителя) системе ценностей ключевыми должны являться направленность на развитие и самосовершенствование. Развиваться, постоянно изучать новое и становиться лучше во всем, даже в мелочах — обязано быть смыслом его жизни и внутренней мотивацией к действиям. Дополнительное условие – согласно формуле «1 + 1%», чтобы философия Бережливого производства распространилась на всю компанию, ее должны разделять первое лицо и не менее 1% руководителей высшего звена. То есть на старте проекта Бережливым производством должны «гореть» всего лишь 11 человек из 1000!

Еще одной составляющей успеха является уровень отношений и наличие неких базовых ценностей в самой компании. Если сотрудники разделяют принципы взаимоуважения и учета интересов друг друга, умеют договариваться – с большой вероятностью, на такой благодатной почве ростки Бережливого производства дадут хороший урожай.

Проблемы однозначно возникнут и о развитии идей бережливого производства скорее всего следует забыть (по крайней мере, на некоторое время), если предприятие:

  • находится на грани выживания;
  • действует в рамках авторитарной корпоративной культуры, придерживается жесткого административно-командного стиля управления и не имеет опыта принятия решений с учетом интересов всех сторон;
  • не разделяет философию Лин, нет мотивации на изменение и развитие в лице руководителя и 1%«критического меньшинства»;
  • воспринимает процесс внедрения Лин как конечный проект, который можно «перетерпеть», после чего автоматически наступит «светлое будущее».

Развитие_улучшение_взаимоуважение

Типичный портрет «бережливой компании»

Наш опыт говорит о том, что идеи Бережливого производства могут успешно применяться и в небольших организациях, состоящих из нескольких человек, и на предприятиях-гигантах. Но наиболее типичный, на наш взгляд, портрет компании, вставшей на путь внедрения Lean Production, выглядит так:

  1. Форма собственности: частная или государственно-частные партнерства;
  2. Основные собственники и руководители компании: как правило, иностранцы (немцы, поляки, французы, шведы, американцы и др.), в последнее время все больший интерес проявляют и полностью российские компании;
  3. Сфера деятельности: производственные и сервисные компании из различных отраслей экономики (в России наиболее часто это: ТЭК, машиностроение и металлообработка, добыча полезных ископаемых, легкая и пищевая промышленность, строительство и др.);
  4. Численность персонала: от 500 до 5000 человек;
  5. Годовой оборот: от 1 до 50 млрд. рублей;
  6. Компания находится в зоне устойчивого развития;
  7. Компания не является монополистом, ведет деятельность на высококонкурентном рынке;
  8. У компании есть или могут быть открыты рыночные возможности по увеличению спроса на ее продукцию;
  9. Компания обладает сильной и мотивированной на изменения командой топ-менеджеров, твердо и последовательно идущей по пути повышения операционной эффективности.

В следующем выпуске обещаем опубликовать некий чек-лист для анализа вашего предприятия на предмет определения скрытых резервов  повышения эффективности или путей снижения себестоимости продукции, с которыми можно работать методами Бережливого производства.

Добавить комментарий

Войти с помощью:  

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы авторизованы как . Выйти?